Изостудия "Академия творчества"

Консультация для педагога-психолога "Игры и упражнения, используемые в арт - терапии с детьми в ДОУ"

29 октября [вт]

 Арт-терапия применяется как способ профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка, осуществляемый средствами искусства. Один из методов арт – терапии, который применяют с детьми – изотерапия. Здесь можно использовать различные материалы: сыпучие (манка, гречка, горох, фасоль и т.д.), природные (камни, ракушки, шишки и др.). С целью дать ребенку новые чувственные ощущения включают различные сенсорные игры с этими материалами.

 Также можно включать в работу большое число разнообразных сенсорных игр с водой (раскрашивание воды в разных емкостях, переливание воды, рисование брызгами, фонтан и др.), смешивание красок (рисование на мокрой бумаге, создание новых цветов методом смешивания и др.), сюжетные игры (готовим куклам еду, например, красная вода – это томатный сок, белая – молоко и т. д.), игры с крупами (пересыпание, рисование на крупе, «дождь – град», поиск клада и др.).

Рисование пальцами способствует развитию осязательного чувства, снимает напряжение, тревожности, подавленности. Краску на руку можно наносить кисточкой, поролоном, щеткой.

Несколько примеров разнообразных техник рисования:

Каракули. Хаотичное рисование карандашами, мелками, пастелью различных штрихов, линий. Один из вариантов рисовать с закрытыми глазами, а затем фантазировать.

Спонтанное рисование. Создание абстрактных рисунков в свободной форме красками, карандашами. Отсутствие рамок и четких правил помогают ребенку раскрыться, развивает воображение и фантазию. Задание способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.

Сказка на бумаге. Совместное рисование – игра со специалистом. Ведение динамичной сюжетной линии на бумаге (зайка поскакал – следы, снег пошел – точки, дождик идет – вертикальные линии и т.д.). Постепенно включить ребенка в процесс сочинения сказки на бумаге, что стимулирует развитие игровой деятельности и воображения.

Закончи рисунок. Специалист рисует два одинаковых изображения, на одном из которых не хватает элемента и просит ребенка закончить рисунок.

Соедини точки. Соединение нарисованных точек – пунктиров при помощи карандаша или мелка

Зеркальные кляксы. На одну половинку листа нанести пятна краски, согнуть пополам и плотно прогладить ладонью. Краска симметрично отпечатается на другой половине листа.

Рисунок на стекле или зеркале. Рисование на стекле дарит новые визуальные впечатления, тактильные ощущения.

Рисование сухими листьями. С помощью клея и листьев можно создавать изображения. Также можно создавать изображения с помощью сыпучих материалов.

Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается или выбирается детьми самостоятельно. На рисование отводится 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов подгрупп, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, групп, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя и т.д.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.